Закон ответа не дает. Заготовка пищевых лесных ресурсов для собственных нужд: недостатки законодательства

Октябрь,  2008 г. Публикация в Российском аналитическом журнале для деловых людей «Люди Дела» октябрь, 2008 10(99), НП «ПБСПЛР» г. Новосибирск

 

Новый Лесной кодекс РФ очертил круг вопросов, находящихся в исключительном ведении субъектов РФ. Среди них, в частности, установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд (п. 4 ст. 35, ст. 82 ЛК РФ).

На основании и во исполнение Кодекса большинством субъектов РФ были приняты соответствующие законодательные акты, в которых нашел отражение порядок заготовки гражданами ПЛР для собственных нужд. Анализ действующего законодательства субъектов РФ в этой области позволяет выделить следующие его черты.

Во-первых, указанные нормативные акты не одинаковы по форме, составу, структуре, степени проработки отдельных положений. Часть регионов пошла по пути принятия обобщенного закона в сфере лесных отношений. Среди них – Кемеровская область[1], Республика Алтай[2]. Другие субъекты РФ издали несколько законодательных актов по отдельным вопросам (например, Алтайский край [3]). К недостаткам некоторых законодательных актов следует отнести их лаконичность. Так, законодатель Удмуртской республики ограничился перенесением общих положений ЛК РФ в региональный акт[4], отнеся более детальную регламентацию к ведению Правительства республики[5].

Во-вторых, законодательство субъектов РФ демонстрирует различные подходы к правовому регулированию заготовки гражданами ПЛР для собственных нужд.

Первый подход – принятие региональных актов в строгом соответствии с ЛК РФ. Это, в частности, законы Новосибирской[6], Брянской областей[7], закон Алтайского края. Указанные нормативные акты строго следуют ст. 35 ЛК РФ и прописывают в деталях исключительно порядок сбора и заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов для собственных нужд (средства, способы, сроки заготовки отдельных видов пищевых лесных ресурсов).

Второй подход состоит в попытке закрепить на региональном уровне определение понятия «заготовка для собственных нужд». Так, в соответствии с Законом Московской области, заготовка и сбор лесных ресурсов для собственных нужд не должны осуществляться в коммерческих целях[8]. Однако законодатель Московской области не разъяснил, что следует понимать под коммерческими целями.

Законодатель Челябинской области пошел дальше, определив, что «заготовкой пищевых лесных ресурсов для собственных нужд […] признается заготовка пищевых лесных ресурсов для использования их в личных целях, без реализации иным лицам»[9]. В Ленинградской области под собственными нуждами граждан понимают необходимость осуществления ими действий исключительно для личных, семейных, домашних и иных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью[10].

Рассматриваемая группа региональных законодательных актов свидетельствует о неформальном подходе их авторов к проблеме, стремлении заполнить пробел в федеральном законодательстве и устранить неопределенность толкования п. 4 ст. 35 ЛК РФ.

И все же эти попытки вызывают возражения. В соответствии с п. 4 ст. 35 ЛК РФ, законодательными актами субъектов РФ может быть установлен только порядок заготовки и сбора гражданами ПЛР для собственных нужд. Как видно из приведенных примеров, уточнение понятия «заготовка для собственных нужд» на уровне субъектов РФ на деле приводит к различному пониманию и применению норм федерального законодательства в отдельных регионах.

Третий подход характеризуется попыткой регионального законодателя ограничить стихийный процесс заготовки ПЛР для собственных нужд путем установления нормативов. Так, согласно Закону Кемеровской области «О некоторых видах использования лесов» допускается сбор максимум 20 кг ягод (брусника, клюква, черника), 30 кг папоротника-орляка, 30 кг черемши и 20 кг кедрового ореха на человека за сезон[11].

Еще дальше пошли в Красноярском крае, установив так называемые нормативы безвозмездного ежегодного пользования на одного человека по каждому (!) виду ПЛР, в том числе по березовому соку – 10 л, по лекарственным растениям – 10 кг[12].

Указанный подход, опять же, вызывает серьезные возражения. Установление подобных нормативов региональным законодателем противоречит п. 4 ст. 35 ЛК РФ, ведь, как отмечалось выше, субъекты РФ вправе устанавливать исключительно порядок (но не нормативы!) заготовки гражданами ПЛР для собственных нужд. Еще большее недоумение вызывает формулировка «норматив безвозмездного ежегодного пользования». Получается, что для граждан могут быть установлены нормативы возмездного пользования, что противоречит ст. 11 ЛК РФ.

По вопросу осуществления контроля и привлечения к ответственности за нарушение законодательства гражданами, заготавливающими ПЛР для собственных нужд, отметим следующее. Главы 12 и 13 ЛК РФ содержат общие положения о государственном лесном контроле (надзоре) и ответственности за нарушение лесного законодательства. Согласно ст. 83 ЛК РФ, лесной контроль и надзор на землях лесного фонда, расположенных на территории субъектов РФ, осуществляется субъектами РФ в рамках полномочий, переданных им РФ. Административная ответственность за нарушение правил заготовки ПЛР (в том числе гражданами, заготавливающими их для собственных нужд) установлена ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Таким образом, правовой механизм осуществления контроля и привлечения к ответственности за нарушение законодательства гражданами, заготавливающими ПЛР для собственных нужд, в настоящее время создан. Но возможно ли его применение на практике?

Большинство законодательных актов субъектов РФ в сфере лесных отношений содержат положения, запрещающие ряд действий при осуществлении заготовки ПЛР. Так, Закон Алтайского края запрещает вырывать грибы с грибницей, переворачивать при сборе грибов мох и лесную подстилку, а также уничтожать старые грибы. При сборе плодов и орехов запрещены рубка ветвей, деревьев и кустарников, а также применение иных способов, приводящих к их повреждению[13]. Аналогичные нормы содержатся в других региональных законодательных актах. Вместе с тем очевидно, что привлечение нарушителей подобных запретов к ответственности – трудоемкая и во многом бессмысленная процедура.

Таким образом, можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию регионального законодательства в области заготовки гражданами ПЛР для собственных нужд:

1. Законодательное регулирование вопросов, отнесенных ЛК РФ к ведению субъектов РФ, подразумевает их детальную правовую регламентацию. В этой связи можно рекомендовать субъектам РФ использовать опыт отдельных регионов, в частности, Алтайского края, где действует комплекс законодательных актов в сфере лесных отношений.

2. Положения актов регионального законодательства, противоречащие ЛК РФ, следует привести в соответствие с действующим Кодексом.

3. Во избежание ошибок и недоразумений необходимо сделать процедуру принятия законодательных и иных актов субъектов РФ в сфере лесных отношений максимально прозрачной. Возможность участвовать в обсуждении проектов этих документов должна быть предоставлена всем заинтересованным лицам – представителям предпринимательского, научного сообщества, широкой общественности.


[1] Закон Кемеровской области от 27.12.2007 г. № 173-ОЗ «О некоторых видах использования лесов».

[2] Закон республики Алтай от 30.11.2007 г. № 72-РЗ «О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории республики Алтай».

[3] См., например,  Закон Алтайского края от 10.09.2007 № 87-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края»; Закон Алтайского края от 05.02.2008 № 6-ЗС «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов на территории Алтайского края»; Закон Алтайского края от 05.02.2008 № 5-ЗС «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд на территории Алтайского края».

[4] Закон Удмуртской республики от 10.09.2007 г. № 48-РЗ «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд на территории Удмуртской республики».

[5] Постановление Правительства Удмуртской республики от 31.03.2008 № 66 «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд на территории Удмуртской республики».

[6] Закон Новосибирской области от 15.12.2007 г. № 184-ОЗ «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов,  сбора лекарственных растений для собственных нужд в Новосибирской области».

[7] Закон Брянской области от 15.06.2007 г. № 90-З «Об установлении порядка и нормативов заготовки древесины, порядка заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядка заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений на территории Брянской области гражданами для собственных нужд.

[8]  П. 1 ст. 3 Закона Московской области от 15.06.2007 г. № 90-З «Об использовании лесов на территории Московской области».

[9] П. 3 ст. 1 Закона Челябинской области от 30.05.2007 г. № 148-ЗО «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд».

[10] Ст. 1 Закона Ленинградской области от 08.11.2007 г. № 155-оз «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд».

[11] П. 2 ст. 3 цитируемого Закона.

[12] См.: Закон Красноярского края от 28.06. 2007 г. № 2-204 «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд».

[13] Ст. 2, 3 Закона Алтайского края «О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд на территории Алтайского края».

 

Дата публикации: 24.10.2008

Архив статей Архив статей